четверг, 1 сентября 2011 г.

Праздник Донской иконы Божией Матери


Читая сегодня новостную ленту нахожу следующее сообщение РИА Новости "Торжества по случаю праздника Донской иконы Божией Матери состоятся в Донском ставропигиальныом мужском монастыре Москвы...", "По благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла день Донской иконы с прошлого года объявлен также главным праздником православного казачества." И то, что захотелось мне выразить, пусть конечно и не в отношении всего казачества, по поводу почитания святых,
в рамки цензуры не уместится. И потому опустив приукрасы веры нашего люда (в т.ч. и автор), хочу рассказать об истории Донской иконы Божией Матери, пускай это и будет в 1001 раз.

Празднование в честь чудотворной Донской иконы Божией Матери установлено в память великого события русской истории — Куликовской битвы 1380 г.

К сражению с Мамаевыми полчищами русские войска очень хорошо готовились, великий князь сумел объединить силы, к нему стекались отряды с разных мест Руси. Пришли под его знамена и донские казаки, они явились с иконой Божией Матери, взятой из Благовещенской церкви городка Сипотина. В 1380 году донские казаки вручили ее князю Дмитрию Ивановичу (Донскому). В день Куликовской битвы, 8 сентября 1380 года, который пришелся на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, икона находилась среди русского войска.

Икона сражалась вместе с войсками, ее укрепили на древке как хоругвь, она прошла перед выстроившимися отрядами, а в разгар боев находилась в самом пекле, вдохновляя русских воинов. 8 сентября 1380 года русские одолели Мамая, эта победа вселила в народ уверенность в возможность полного освобождения от татаро-монгольского ига.

После сражения донские казаки преподнесли икону Донскую великому князю Димитрию, он торжественно внес ее в Москву и поместил сначала в Успенском соборе Кремля. Но на обороте иконы скоро обнаружили надпись: "Благовещение Богоматери". Тогда ее перенесли в Благовещенский собор.

В память победы икона стала называться "Донская икона Божией Матери". Во все времена войн она оставалась в русском войске, а в день Куликовской битвы находилась в виде хоругви на древке для ободрения православных воинов.

В 1591 году на Россию напали с двух сторон. Шведы шли к Новгороду, крымские татары во главе с ханом Казы-Гиреем уже были около Москвы, остановились у речки Котлов на Воробьиных горах. Царь Федор Иоаннович был сильно растерян, так как основные силы русского войска защищали Новгород. Не надеясь на человеческие силы, царь с твердой надеждой обратился к Пресвятой Богоматери. Он пришел в церковь Благовещения: взял чудотворную Донскую икону Божией Матери и велел митрополиту со всем собором, с нею и другими святыми образами обойти в крестном ходе вокруг стен Москвы, а потом поставить Донскую икону Божией Матери среди войска, готовившегося к битве.

На следующий день с утра началась ожесточенная битва. Через сутки татары, истерзанные невидимой силой, бросились бежать, оставив множество убитых, раненых и весь свой стан. В благодарность за помощь, оказанную Царицей Небесною, Феодор Иоаннович в том же году на месте, где стояла во время битвы Донская икона Богоматери, построил Донской монастырь. В нем поставили Донскую икону Божией Матери и установили 19 августа по старому стилю (сейчас 1 сентября) праздник в память оказанного Богоматерью милосердия "чрез Ее святую икону Донскую". Царем Алексеем Михайловичем, особенно уважающим эту икону, был установлен крестный ход в день праздника в этот монастырь, совершавшийся в разное время до 1646 года, когда "татары, напавшие на курские пределы, были счастливо отражены".

Воистину вера людская меняла течение жизни и переводила ход истории. "Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя..."
«Храни Бог Россию и казачество»

Комментариев нет: